Забыли пароль?

logo

За год эксплуатации двух LiPo аккумуляторов, от квадрокоптера Cheerson CX-20, столкнулся с там, что аккумуляторы вздулись. Родной аккумулятор который шел в комплекте с Cheerson CX-20 (со логотипом звезда) вздулся не заметно, а вот аккумулятор который я покупал дополнительно (FULLYMAX) округлился очень сильно и даже с трудом стал влезать в батарейный отсек квадрокоптера.

bat1

bat2

Квадракоптер Cheerson CX-20 поставляется с аккумуляторами двух производителей и считается что они одинаковые, поэтому грешить на то, что FULLYMAX худшего качества вроде неправильно. Тоже произошло и с дополнительно купленным расширенным аккумулятором к Hubsan X4 H107D на 500 mAh. Почитав информацию про LiPo аккумуляторы понял, что неправильно использовал аккумуляторы.

Первой моей ошибкой было то, что не произвел процедуру расконсервации после приобретения аккумуляторов. А второе это неправильное хранение. После каждого использования я сразу заряжал аккумуляторы и хранил их в полностью заряженном состоянии.  Ниже привожу полезную информацию по LiPo аккумуляторам, которую следует знать для правильной эксплуатации.

Расконсервация
Первые 2-4 цикла заряда/разряда лучше делать током 3-5C, не больше. Это связано с тем, что при производстве Li-Ion и Li-Po аккумуляторов в электролит добавляется своего рода консервант (ингибитор), который продлевает срок хранения без ущерба для аккумулятора, а также поддерживает напряжение в батарее после производства. Эта добавка (ингибитор) разлагается при первых нескольких циклах заряд-разряд. После такой расконсервации аккумулятор выходит на нормальные режимы работы, в которых, в том числе, после полной зарядки достигается равное напряжение на банках. При использовании батарей в условиях высоких токов разряда, при наличии неразложившегося ингибитора, ячейки могут быть повреждены, что выражается вспуханием ячеек, потере ёмкости и снижении срока службы.

Хранение
Температура: +5..+28°С (по другим источникам — 0..+10°С). В качестве лайфхака среди моделистов считается хранение аккумуляторов в холодильнике, т.к. чем ниже температура в указанных пределах, тем дольше они прослужат.
Напряжение на банках: 3.7-3.85В, это ~40% от полного заряда, рекомендуемый производителями уровень, именно с таким напряжением поставляются LiPo-аккумуляторы производителями. В большинстве «умных» зарядных устройств предусмотрен специальный режим перевода LiPo в режим хранения (обычно называется «LiPo Storage»). При хранении полностью заряженных аккумуляторов или слишком разряженных они теряют свою ёмкость гораздо быстрее, которая не восстанавливается.

bat3

Вздутие LiPo
Вздутие LiPo-аккумулятора — результат определённых химических процессов внутри него, сопровождающихся выделением газа, которому некуда выйти из-за герметичной конструкции батареи. Вздутие может происходить по разным причинам и в любом случае сопровождается деградацией, физическим старением аккумулятора, уменьшением ёмкости, неспособностью удерживать полученный заряд.
Неправильные условия эксплуатации. Обычно это слишком большой зарядный ток или слишком большая нагрузка при разряде (слишком большой продолжительный разрядный ток), приводящие к чрезмерному нагреву аккумулятора. А также — пренебрежение процедурой расконсервации.
Нарушение производственных технологий (в том числе — попадание влаги внутрь в процессе сборки) и/или использование дешёвых материалов при изготовлении.
Еле вспухшие аккумуляторы (в таком состоянии вспухание определяется скорее на ощупь, чем визуально) можно некоторое время продолжать эксплуатировать, контролируя фактическую ёмкость. Если аккумулятор не способен держать ёмкость менее 80% от номинальной, то следует приступить к его утилизации.
Сильно (заметно) вспухшие аккумуляторы следует немедленно прекратить эксплуатировать и так же утилизировать.

Возгорание LiPo
Целостность и герметичность мягкого корпуса элементов LiPo-аккумулятора — залог безопасности. При нарушении оболочки батареи, или изменении её формы возможны возгорание и даже взрыв! Даже если кажется, что ничего не происходит и аккумулятор ещё послужит, то ЧП может произойти при его зарядке, когда активизируются химические процессы внутри него и повышается температура.
Существуют несгораемые спецпакеты для зарядки LiPo-аккумуляторов, предназначенные для снижения вреда в случае возгорания. Но не стоит надеяться на них и оставлять аккумуляторы без присмотра.
В следующих случаях рекомендуется незамедлительно утилизировать LiPo-аккумулятор:
— Авария, «краш» радиоуправляемой модели или мультикоптера с повреждением оболочки (при этом обычно у поверхности аккумулятора ощущается отчетливый специфический запах электролита) или изменением формы аккумулятора.
— Слишком высокое или слишком низкое напряжение на одной из банок.
— Вздутый аккумулятор.

Утилизация
Перед тем как выкинуть LiPo-аккумулятор, желательно его (варианты):
— разрядить небольшой нагрузкой в ноль (лампочка или несколько).
— подержать в соленой воде до прекращения газообразования. 2-3 столовые ложки на литровую банку. Плюс в том, что гарантированно все банки разряжаются.
— надрезать пак канцелярским ножом (разгерметизировать) и через несколько часов он деградирует (эта рекомендация встречалась на форумах, но её безопасность под сомнением, выполняйте на свой страх и риск).

Оставить комментарий